В столичном аэропорту заставляют идти на досмотр 4/5 пассажиров из «зеленого коридора». Беспардонное поведение украинских таможенников в аэропортах давно известно и не раз обсуждено как в чиновничьих кабинетах, так и на интернет-форумах пассажиров. Даже если вы ничего не везете и совершенно оправдано выбрали для себя «зеленый коридор», это ничуть не гарантирует беспроблемное прохождение контроля – вы легко можете оказаться в числе тех, кого «завернут» в «красный» коридор.
В фискальной службе поясняют столь щепетильные досмотры тем фактом, что после терактов в Париже (напомним, они произошли в роковую пятницу 13 ноября 2015-го года) руководитель ведомства Роман Насиров распорядился проводить более тщательные досмотры в связи с возросшей террористической угрозой. Согласно этого документа таможенные подразделения обязаны предпринять дополнительные меры и усилить контроль над движением товаров, транспорта и личных вещей граждан через границу. Правда, если брать во внимание аэропорты Киева, то «самозабвенно» выполняют распоряжение главы ГФС только сотрудники таможни Международного аэропорта «Киев» («Жуляны»). В «Борисполе» такого ажиотажа не наблюдается. Интересно, что параллельно в аэропортах Европы (где уровень таковой угрозы, как известно, существенно выше) идет работа, напротив, на упрощение прохождения таможенных процедур – во всяком случае для тех пассажиров, кто явно не представляет потенциальной угрозы и не вызывает интереса спецслужб.
::: Подъем или крушение?
Справедливости ради стоит заметить – Международный аэропорт «Киев» («Жуляны») имеет неплохой потенциал, в том числе как площадка для вхождения в Украину авиакомпаний формата лоу-кост. Достаточно вспомнить тот факт, что именно сюда перебралась в свое время дочерняя компания Wizz Air. В минувшем году компания покинула Украину – из-за резкого сокращения пассажиропотока.
Сейчас объемы пассажиропотока могут возрасти – в первую очередь, в аэропортах со статусом международных. А если, как надеется министр инфраструктуры Андрей Пивоварский, в Украину зайдут несколько лоу-кост-компаний, этот рост может быть существенным уже в этом году. По оценкам аналитиков рынка, ниша недорогих авиауслуг в Украине все еще свободна, спрос на них достаточно высок. Причем, по прогнозам, к концу года он будет лишь возрастать. Это значит, что объемы пассажирских авиаперелетов могут подняться до докризисного показателя и вырасти на 25-30%.
Если же при этом таможенный режим и подход к досмотрам останется прежним, отрасль ждут коллапс и непоправимые имиджевые потери. Пострадают, в первую очередь, те аэропорты, где культура ведения таможенного досмотра находится на печальном уровне, как сейчас в «Жулянах». До тех пор, пока пассажира и его багаж будут рассматривать как источник дополнительного заработка, а многочасовые очереди останутся символом украинских аэропортов, наша страна не только не дождется новых операторов в своем небе и на взлетных полосах аэропортов, но и рискует потерять уже имеющихся.
::: Жертвы терактов?
Если вы попали в число досматриваемых и процесс пошел, вам — в лучшем случае — нахамят. В худшем – задержат на несколько часов, потреплют нервы, и что бы ускорить процесс намекнут на взятку. Досматривают наши таможенники с пристрастием. Название МА «Киев» («Жуляны») вот уже несколько лет наиболее часто фигурирует на форумах пассажиров как синоним таможенного беспредела.
Те, кто выбрал этот аэропорт, должен запастись не только терпением, но и дополнительными суммами для взяток, которые, возможно, придется давать на таможне, советуют на форумах авиапассажиров опытные путешественники. Даже «таксу» за беспроблемно прохождение контроля называют: от 15 до 50 долларов. Правду ли пишут на форумах и берут ли тамошние таможенники взятки, — вправе выяснять правоохранительные органы. Но то, что там останавливают для досмотра беспрецедентно большое число пассажиров рейса, идущих по «зеленому коридору» — доказанный факт. При том, что – по внутренним нормам аэропорта – общее число досматриваемых из «зеленого коридора» не может превышать 10% от числа всех пассажиров. Так как – принято считать – бОльшая доля нарушителей закона просто физически не может находиться на одном борту. Особенно ужесточились проверки со второй половины ноября прошлого года.
Пренебрежительно относятся там не только к самим пассажирам, но и к их багажу.
«Отношение к багажу оставляет желать лучшего… Чемодан получил весь поломанный, ручка для транспортировки на колесиках настолько изогнута, что невозможно достать, вскрыты пломбы и — поскольку был закрыт на замок —выломана собачка, весь в пятнах… Чемодан девушки тоже вскрывали и все перевернули. Какое надо иметь отношение к людям, чтоб так поступать с их вещами???»— возмущается один из гостей форума авиапассажиров "forum.airlines-inform".
Это не единичная жалоба на то, что багаж досматривается без присутствия его хозяина. Между тем, согласно Таможенного кодекса Украины, таможенный орган имеет право провести досмотр багажа (в том числе и с его вскрытием) в случае, если на то есть основания. И обязательно – в присутствии пассажира или уполномоченного им лица (статья 339 Кодекса).
::: Права без обязанностей?
Напомним, среди прочих прав, которыми наделены сотрудники таможенных органов, — право требовать декларирование провозимого багажа. Если вещи, которые провозит пассажир, кажутся сотруднику таможни подозрительными, либо в декларации, возможно, указана недостоверная их стоимость, он имеет право заняться их оценкой, привлекая к этому руководство и экспертов. Таможня может требовать от пассажира все документы, подтверждающие его право на перевозку тех или иных вещей. В исключительных случаях может проводить личный осмотр.
В свою очередь, пассажир имеет право на уважительное к себе отношение со стороны представителей фискальной службы. Именно это указано в Кодексе как одна из обязанностей таможенников. Как видим, обязанности выполняются далеко не всеми.
::: До Европы как до неба
Попытки «Жулян» урезонить таможенников успехом не увенчались. Тем временем, многочасовые «заторы» из досматриваемых пассажиров как ничто иное бьют по имиджу предприятия, отмечают аналитики отрасли. И вынуждают пассажиров – в лучшем случае сменить аэропорт на более комфортный (тот же «Борисполь» или «Львов»), в худшем – и вовсе исключить Украину из числа стран, через которые летают транзитом или куда прилетают по турвизе.
«Летели из Дубаи, торопились домой на рождественские праздники, — рассказала нам пассажирка рейса «Дубай-Киев» Галина Остапчук,— Пошли по «зеленом коридору», так как прилетели с пустыми руками и 50 долларами, чтоб на такси домой добраться… Но, видно, я лицом не вышла, начали нас досматривать. Разумеется, ничего не нашли, но мы потеряли уйму времени. Досмотры идут долго, таможенники ведут себя нагло и грубо, видела, как одной женщине вызывали даже врача… Очень неприятно все это, мне «Жуляны» очень подходит, он и удобный, и чистый, быстрее добираться, чем в «Борисполь». Хочется заставить таможню работать по-европейски, и не портить нервы своим гражданам и имидж страны…»
Процедура таможенного досмотра прибывших пассажиров во всех европейских аэропортах примерно одна и та же: будь то в Берлине, Брюсселе или Лондоне, рассказывают украинцы, побывавшие за рубежом. Если ты не вызываешь подозрения, не нарушаешь правил ввоза вещей и продуктов, не сбиваешься при ответе на ключевые вопросы и имеешь весь пакет документов – на тебя потратят максимум несколько минут.
В родных же украинских аэропортах пассажиров могут «мурыжить» часами, придравшись к мелочам. Так что до европейских стандартов нам по-прежнему – как до неба.
Перепелица Максим, "ПРѣСТIЖЪ"
В фискальной службе поясняют столь щепетильные досмотры тем фактом, что после терактов в Париже (напомним, они произошли в роковую пятницу 13 ноября 2015-го года) руководитель ведомства Роман Насиров распорядился проводить более тщательные досмотры в связи с возросшей террористической угрозой. Согласно этого документа таможенные подразделения обязаны предпринять дополнительные меры и усилить контроль над движением товаров, транспорта и личных вещей граждан через границу. Правда, если брать во внимание аэропорты Киева, то «самозабвенно» выполняют распоряжение главы ГФС только сотрудники таможни Международного аэропорта «Киев» («Жуляны»). В «Борисполе» такого ажиотажа не наблюдается. Интересно, что параллельно в аэропортах Европы (где уровень таковой угрозы, как известно, существенно выше) идет работа, напротив, на упрощение прохождения таможенных процедур – во всяком случае для тех пассажиров, кто явно не представляет потенциальной угрозы и не вызывает интереса спецслужб.
::: Подъем или крушение?
Справедливости ради стоит заметить – Международный аэропорт «Киев» («Жуляны») имеет неплохой потенциал, в том числе как площадка для вхождения в Украину авиакомпаний формата лоу-кост. Достаточно вспомнить тот факт, что именно сюда перебралась в свое время дочерняя компания Wizz Air. В минувшем году компания покинула Украину – из-за резкого сокращения пассажиропотока.
Сейчас объемы пассажиропотока могут возрасти – в первую очередь, в аэропортах со статусом международных. А если, как надеется министр инфраструктуры Андрей Пивоварский, в Украину зайдут несколько лоу-кост-компаний, этот рост может быть существенным уже в этом году. По оценкам аналитиков рынка, ниша недорогих авиауслуг в Украине все еще свободна, спрос на них достаточно высок. Причем, по прогнозам, к концу года он будет лишь возрастать. Это значит, что объемы пассажирских авиаперелетов могут подняться до докризисного показателя и вырасти на 25-30%.
Если же при этом таможенный режим и подход к досмотрам останется прежним, отрасль ждут коллапс и непоправимые имиджевые потери. Пострадают, в первую очередь, те аэропорты, где культура ведения таможенного досмотра находится на печальном уровне, как сейчас в «Жулянах». До тех пор, пока пассажира и его багаж будут рассматривать как источник дополнительного заработка, а многочасовые очереди останутся символом украинских аэропортов, наша страна не только не дождется новых операторов в своем небе и на взлетных полосах аэропортов, но и рискует потерять уже имеющихся.
::: Жертвы терактов?
Если вы попали в число досматриваемых и процесс пошел, вам — в лучшем случае — нахамят. В худшем – задержат на несколько часов, потреплют нервы, и что бы ускорить процесс намекнут на взятку. Досматривают наши таможенники с пристрастием. Название МА «Киев» («Жуляны») вот уже несколько лет наиболее часто фигурирует на форумах пассажиров как синоним таможенного беспредела.
Те, кто выбрал этот аэропорт, должен запастись не только терпением, но и дополнительными суммами для взяток, которые, возможно, придется давать на таможне, советуют на форумах авиапассажиров опытные путешественники. Даже «таксу» за беспроблемно прохождение контроля называют: от 15 до 50 долларов. Правду ли пишут на форумах и берут ли тамошние таможенники взятки, — вправе выяснять правоохранительные органы. Но то, что там останавливают для досмотра беспрецедентно большое число пассажиров рейса, идущих по «зеленому коридору» — доказанный факт. При том, что – по внутренним нормам аэропорта – общее число досматриваемых из «зеленого коридора» не может превышать 10% от числа всех пассажиров. Так как – принято считать – бОльшая доля нарушителей закона просто физически не может находиться на одном борту. Особенно ужесточились проверки со второй половины ноября прошлого года.
Пренебрежительно относятся там не только к самим пассажирам, но и к их багажу.
«Отношение к багажу оставляет желать лучшего… Чемодан получил весь поломанный, ручка для транспортировки на колесиках настолько изогнута, что невозможно достать, вскрыты пломбы и — поскольку был закрыт на замок —выломана собачка, весь в пятнах… Чемодан девушки тоже вскрывали и все перевернули. Какое надо иметь отношение к людям, чтоб так поступать с их вещами???»— возмущается один из гостей форума авиапассажиров "forum.airlines-inform".
Это не единичная жалоба на то, что багаж досматривается без присутствия его хозяина. Между тем, согласно Таможенного кодекса Украины, таможенный орган имеет право провести досмотр багажа (в том числе и с его вскрытием) в случае, если на то есть основания. И обязательно – в присутствии пассажира или уполномоченного им лица (статья 339 Кодекса).
::: Права без обязанностей?
Напомним, среди прочих прав, которыми наделены сотрудники таможенных органов, — право требовать декларирование провозимого багажа. Если вещи, которые провозит пассажир, кажутся сотруднику таможни подозрительными, либо в декларации, возможно, указана недостоверная их стоимость, он имеет право заняться их оценкой, привлекая к этому руководство и экспертов. Таможня может требовать от пассажира все документы, подтверждающие его право на перевозку тех или иных вещей. В исключительных случаях может проводить личный осмотр.
В свою очередь, пассажир имеет право на уважительное к себе отношение со стороны представителей фискальной службы. Именно это указано в Кодексе как одна из обязанностей таможенников. Как видим, обязанности выполняются далеко не всеми.
::: До Европы как до неба
Попытки «Жулян» урезонить таможенников успехом не увенчались. Тем временем, многочасовые «заторы» из досматриваемых пассажиров как ничто иное бьют по имиджу предприятия, отмечают аналитики отрасли. И вынуждают пассажиров – в лучшем случае сменить аэропорт на более комфортный (тот же «Борисполь» или «Львов»), в худшем – и вовсе исключить Украину из числа стран, через которые летают транзитом или куда прилетают по турвизе.
«Летели из Дубаи, торопились домой на рождественские праздники, — рассказала нам пассажирка рейса «Дубай-Киев» Галина Остапчук,— Пошли по «зеленом коридору», так как прилетели с пустыми руками и 50 долларами, чтоб на такси домой добраться… Но, видно, я лицом не вышла, начали нас досматривать. Разумеется, ничего не нашли, но мы потеряли уйму времени. Досмотры идут долго, таможенники ведут себя нагло и грубо, видела, как одной женщине вызывали даже врача… Очень неприятно все это, мне «Жуляны» очень подходит, он и удобный, и чистый, быстрее добираться, чем в «Борисполь». Хочется заставить таможню работать по-европейски, и не портить нервы своим гражданам и имидж страны…»
Процедура таможенного досмотра прибывших пассажиров во всех европейских аэропортах примерно одна и та же: будь то в Берлине, Брюсселе или Лондоне, рассказывают украинцы, побывавшие за рубежом. Если ты не вызываешь подозрения, не нарушаешь правил ввоза вещей и продуктов, не сбиваешься при ответе на ключевые вопросы и имеешь весь пакет документов – на тебя потратят максимум несколько минут.
В родных же украинских аэропортах пассажиров могут «мурыжить» часами, придравшись к мелочам. Так что до европейских стандартов нам по-прежнему – как до неба.
Перепелица Максим, "ПРѣСТIЖЪ"